Сайт виртуальный воспитателя МДОАУ №126 Паниной Е. В.
ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку». ВоспитательПанина Елена Витальевна Актуальность. Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелесттравы, шум ветра, журчание воды.... Но слова - речевые звуки ссамого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимоедля ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение кдеятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя ихзвучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но иразличать звуки родного языка. С древнейших времён краткость и простота в изложении мыслипочитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал быотрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно,точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводитчеловека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во времявысочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи,общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобыребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать ирешать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культураречи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условиеформирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматическиправильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственныемысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметьвыражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдатьречевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому однойиз наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаюразвитие речевой активности детей через сказки. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разныхвидах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественнойлитературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественнойдеятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальныезанятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программноеядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, всловарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только приправильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи,тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность.Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности всобственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов). В формировании связной речи выступает тесная связь речевого иинтеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект,событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простыепредложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает: -владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользованиелексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей; -умение вступать в контакт со взрослыми исверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять); -знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости отситуации; -умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом). Поэтомув младшей группе основное вниманиеуделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основерасширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни. Вмладшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам,правильно называть их отвечая на вопросы«Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерныепризнаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможнымидействиями человека (что делает? и что с ним можно делать?) Детимладшей группы должны постоянно слышатьправильную речь взрослых, различать наслух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих. Причтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительнуюсторону речи, дать образец интонации. В настоящее время существуетпроблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызываеттревогу тот факт, что поступающие дети вдетский сад имеют ограниченный словарныйзапас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматьсяпроблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий,направленных на развитие речи является сказка. Сказки– самые любимые произведения детей. Напротяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаютсянародные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опытпоказывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « Напомощь ребенку должны прийти взрослые,чтобы успеть сохранить в наших детяхчуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовногоозарения, которое дарит нам сказка». Благодарясказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямыхнаставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократновозвращаясь к тексту сказки. Сказки– первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекаютмалыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать вребенке все самое доброе и вечное. Когда место действия оказывается перед глазами, аперсонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить словакаждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочникзахочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем вдругое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка,обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не оченьхорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Онпослушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно бытьуверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя. Сказкидают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учатдетей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учатдетей работать в команде, договариваться. Необходимовыстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверияи понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и являетсяважнейшим условием успешной работы поразвитию речи детей.
Планработы
по подготовке проекта.
1.На основе проблемы поставить цели и задачи проекта. 2.Сбор, поиск информациии необходимого материала для реализациипроекта. 3.Разработка планадвижения к цели (воспитатель, воспитанники, родители). 4.Составление плана. 5.Вовлечение детей иродителей в процесс решения задач. 6.Домашние задания изадания для самостоятельного выполнения. 7.Презентация проекта,открытое занятие, представление продукта деятельности.
ЦЕЛЬПРОЕКТА:
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку. ЗАДАЧИПРОЕКТА: 1.Развиватьречевую активность у детей. 2.Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь,воспитывать интерес к живому слову. 3.Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение ивыразительность речи. 4.Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Продолжительность проекта:1 год.
Тип проекта: Краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники 2младшей группы, педагоги иродители.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
1. Выбор темы проекта. 2. Создание группы для реализации проекта. 3. Определение цели и задачи. 4. Составление плана работы. 5. Подбор литературы, изготовление атрибутов.
Практический этап.
Длядетей.
1.Познакомить детей со сказками.
2.Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок. 3.Рассматривание иллюстраций по сказкам( выделить героев, определить их характер). 4.Изготовление декораций и атрибутов для показа сказки «Репка».
5.Чтениеи рассказывание сказок. 6.Сюжетно – ролевые игры: « В гости ксказкам», « Поможем сказке» и т.д. 7.Подбор загадок по сказкам. 8. Открытый просмотр « Рассказываем сказку « Репка».
Дляродителей.
1.Помощь родителей в подборе сказок. 2.Чтение сказок с родителями дома. 3. Оказание помощи в подготовке атрибутов ксказкам. 4. Рисунки родителей для создания книги « Наши любимые сказки».
Заключительный этап.
1.Обобщение результатов работы. 2.Сбор рисунков родителей. 3.Изготовление семейной книги «Наши любимыесказки». 4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
Ожидаемые результаты.
1.Проект, направленный на развитие речи детей, приведет к компетентной,нравственно – здоровой, социально адаптированной личности. 2.Создание книги « Нашилюбимые сказки».
Реализацияпроекта будет способствовать:
- расширению словарногозапаса и формированию связного высказывания; - привития любви клюдям, книгам, окружающему миру; - социально –эмоциональному развитию детей; - включению родителей впедагогический процесс.
План работы на будущее.
1. Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детейчерез сказку» 2. Провести индивидуальные консультации для родителей и детей,показавших низкий уровень развития речи. 3. Разработать план работы с этими родителями. 4. Подобрать соответствующую литературу.
Тема открытого просмотра.
Рассказываем сказку «Репка»
- сюжетнаякартинка; -предметные картинки- дед, бабка, внучка, собака , кошка, мышка.
А теперь , ребята, кто ее знает пусть мнепоможет. Мы будем рассказывать сказку все вместе.
Предложить детям поиграть в игр « Да- нет».Показать картинку с изображенной мышкой и спросить : « Это мышка?» ( Да).Показать картинку с собакой и спросить «Это мышка?». ( Нет) « Это кошка? )( Нет). Аналогично можно обыграть другихгероев сказки.
(Дети наклоняются и « сажают» зернышко .)
Покажитекакая большая – пребольшая у вас выросла репка.
(Дети встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).
Играповторяется несколько раз.
Ктостоит впереди всех? Кто стоитперед бабкой? Кто стоитперед мышкой? и.т.д. Кто стоитпоследним?
1.Маленькая , серенькая Живет внорке, Любиткорки.( Мышка). 2.Громко лает, В дом не пускает. ( Собака).
Оченьлюбит молоко ( кошка).
"Беседа по сказке "Курочка Ряба" во второймладшей группе
Программное содержание: 1. Понять содержание сказки,воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Учить детейсопереживать героям сказки. Воспитывать внимание и усидчивость, использовать вречи вежливые слова (здравствуйте, пожалуйста, до свидания). 2. Вызвать желание детей помочь бабушкеи дедушке - нарисовать для них простые (белые) яйца. 3. Закреплять умение правильно держатькисть, обмакивать её в краску, снимать лишнюю краску о край баночки и рисоватьокруглые формы. Закреплять знание белого цвета. Пособия:
Беседа "В гостях у сказок"
Программное содержание. 1. Учить детей ориентироватьсяво времени. Знакомить с понятиями "сейчас", "сначала","потом", "после". 2. Развивать зрительноевнимание, память. 3. Развивать мелкую моторику. Материал. Фланелеграф с театром"Колобок", карточки к сказкам "Колобок", "Репка","Курочка Ряба", пластилин, музыкальное сопровождение дляфизкультминуток "Цыплята", "Колобок катится по дорожке". Ход 1. Рассказывание детям сказки "Колобок" с показом нафланелеграфе. 2. Беседа по сказке с элементами пересказа. Педагог (задает вопросы,помогает с ответами). С чего начинается сказка? Что бабушка сделала после того,как испекла Колобок? Покатился Колобок в лес, и кого он встретил сначала? Чтосказал зайчик Колобку? Что ответил ему Колобок? Давайте вместе споем песенкуКолобка. Кого он встретил потом, после зайки? (Так же про всех героев.) Кого онвстретил последним? 3.. Дидактическая игра. Выложисказку «Колобок». Педагог. Посмотрите, какая сказка нарисована на карточках.Разложите карточки по порядку, что было сначала, а что потом. Какую карточку мыположим сначала? Что случилось потом? Кого Колобок встретил раньше — зайца иливолка? (Дети выкладывают карточки.) Какую карточку ты положил первой? Что былопотом? 4. Дидактическая игра. Выложи сказку « Курочка Ряба». Педагог. А наэтих карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Ктона ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положитьтеперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Ктораньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какуюкартинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Детивыкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичекне золотых, а простых. И из них вылупились цыплята. Давайте вы будетецыплятами. 5. Дидактическая игра "Выложи сказку „Репка". Педагог.Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришелраньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репкупоследним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Заданиеповторяется.)
7. Лепка "Репка". Педагог. Давайте с вами слепимкрасивую желтую репку. 23 января 2017 в 20:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.